О библиотеке                   Читателям                 Коллегам               Библиотеки района             Новости           Гостевая книга

 

 

Добрые книги

Михаил Рощин «Спешите делать добро»

Основную проблему своей пьесы «Спешите делать добро» драматург вынес в заголовок.

 — Спешите делать добро, спешите, пока не поздно, а взявшись за доброе дело, доводите его до конца, не уступая чужому недоверию, собственному малодушию и эгоизму, — говорит нам автор.

К пьесе прослеживается  важная нравственная проблема, которую можно определить словами: ответственность доброты.

Что же происходит в пьесе М. Рощина?

Инженер Мякишев, мужчина лет под сорок, возвращается из служебной командировки с девочкой из неблагополучной семьи, которую спас от самоубийства. На этот шаг Оля (так зовут девочку) решается от одиночества, от горького сознания, что она помеха для своих близких. 

Итак, Оля  — в Москве. Жена Мякишева — Зоя, женщина деловая и не очень добрая, удивлена поступком мужа. Ее сестра Аня занята этим событием чисто внешне, друг Мякишева Горелов предрекает ему, что эта затея ничем хорошим не кончится. Обсуждают на все лады поступок Мякишева соседи и сослуживцы. А на фоне этого раскрывается перед зрителями полная драматизма судьба Оли.

Сначала в доме Мякишевых Оля преображается. Из запуганного зверька она превращается в веселую щебетунью с огромным запасом добра в сердце. Но вот, уловив настроение в семье, увидев, что в ней кончается мир, Оля принимает решение, которое под силу только взрослому человеку…

Всякий поступок, говорит драматург, не только первый импульсивный шаг. Это длительное действие, в которое включены и способность отвечать за него, и способность не предать себя н других. 

Вот этого-то и не сделали Мякишевы. Капитуляция перед теми, кто начал вмешиваться в их жизнь, их человеческая несостоятельность сделали свое дело.
Не могут Мякишевы вернуть в свой дом девочку, наделенную нравственным чутьем, которое не приобретается образованием и жизненным опытом…

      Швыдкой Михаил Ефимович  Руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии

«Некоторое время назад во многих театрах шла замечательная пьеса Михаила Рощина «Спешите делать добро». Мне кажется, что в самом этом названии содержится очень важный внутренний смысл – делать добро нужно спешить, важно успеть оставить при жизни добрый след.

Наша жизнь – вещь достаточно сложная и противоречивая. И часто здесь подлинный трагизм перемешан с иронией, пафос – с пошлостью, сентиментальность – с комизмом. Человек часто вынужден прятаться за определённый образ, специально выстроенный имидж. Но внутренне каждый из нас понимает, что проявленные по отношению к другому человеку подлинные чувства, любовь и добро – важны прежде всего для нас самих. Каждому из нас порой приходится идти на компромиссы, и истинно добрые поступки, в том числе и благотворительность, вероятно, вносят некое равновесие и соразмерность в нашу повседневную жизнь».

Валентин Григорьевич Распутин — публицист, общественный деятель, один из тех писателей, которые всегда в центре острых проблем страны, общества, человека. Многие его произведения стали не просто фактом литературной жизни, но и событием жизни общественной.

«Уроки французского» — одно из лучших произведений Валентина Распутина. Казалось бы, как далеки от нас трудные, голодные послевоенные годы и события, описываемые в рассказе. Но почему же и сегодня мы примериваем на себя поступки его героев? Каждый день мы встречаем людей, нуждающихся в нашей помощи, но часто оказываемся не готовыми делать добро. Может быть, не хватает сил переступить общественные каноны, может, оттого, что живем по инерции, не желая взглянуть на жизнь другими глазами…

Героиня рассказа «Уроки французского» — молоденькая учительница французского языка — Лидия Михайловна одна лишь увидит, как нелегко живется вдали от дома и семьи ее талантливому, но полуголодному ученику. Испробовав все открытые способы помочь ему, она решится, по словам директора школы, на «преступление» — отважится играть с мальчишкой в «пристенок» на деньги. Иначе принимать помощь ребенку кажется унизительным. Что означал этот ее поступок в те времена? Чем это обернулось для самой учительницы? Как оценивал мотивы ее действий тот мальчишка? Об этом вспоминает через много лет герой, немало переживший и постепенно для себя самого осознавший смысл этих «уроков» — уроков человечности, доброты и сострадания.

Мало кто знает, что, несмотря на вымышленность событий, прототип образа главной героини существовал. Лидия Михайловна Молокова в те послевоенные времена вела уроки французского в школе, где учился будущий писатель Валентин Распутин.

Вот несколько сочинений-размышлений по этому произведению учеников Гимназии №1.

 

Уроки доброты (По рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского")

В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. На мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо учиться, стать грамотным. Несмотря на то, что ему было плохо и горько жить среди чужих людей, он сильно любил свою семью и мать особенно. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мама наперекор всем несчастьям, собрала и отправила сына учиться. Он не хотел подводить мать и не убежал в деревню, претерпевая все трудности. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому ни с кем из ребят он не сошёлся. Их к нему тоже не тянуло. Но нужда заставила мальчика научиться играть в «чику». Получив выигранные деньги, он покупал на базаре баночку молока. Досыта всё равно не наедался, но из-за малокровия ему нужно было пить молоко, поэтому он и играл на деньги.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Но она, по праву классного руководителя, внимательней относилась к ученикам, чем остальные учителя. А когда узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приходила его к себе домой, угощала ужином, но мальчик из гордости не ел, да и стеснялся очень. У Лидии Михайловны к этому парню было состраданье, она хоть немного хотела окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Она стала для него не только учительницей французского, но и другом, даже мамой, и игру в «замеряшки» придумала специально, чтобы дать возможность мальчику иметь свои деньги.

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это. Но женщина, уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро людям. Я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым.

А писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

 

Главный герой рассказа «Уроки французкого» и автор рассказа В.Г.Распутин

«Уроки французского» В. Г. Распутина — это автобиографический рассказ, воспоминания о детских годах самого автора, поэтому образы писателя и его героя слиты в моем представлении в один.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только Для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Ответственность и чувство долга не позволяют мальчику бросить учебу и вернуться домой.

Наверняка, многие на его месте давно бы уже сдались или нашли бы другие, непорядочные способы заработать деньги и еду. Однако развитое чувство собственного достоинства не позволяет главному герою даже воспользоваться своим умением играть в «запретную» игру и выигрывать больше суммы, необходимые для ежедневной покупки молока. Перебарывая себя, он не поддается даже на уговоры учительницы, всеми правдами и неправдами старающейся помочь ему, подкормить. Без тени сомнения мальчик возвращает ей посылку с драгоценными макаронами и так необходимым ему гематогеном. При этом главный герой никому не жалуется на свои беды и проблемы, всячески их скрывает.

Читая рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», понимаешь, что каждый день в нашей жизни дает нам множество уроков, которые не только добавляют знаний, но и являются своеобразной проверкой на прочность. И от каждого шага, от каждого слова зависит: станем ли смелыми, порядочными, добрыми людьми или постоянно будем сожалеть о поступках, совершенных вчера и в далеком прошлом.

 

Радько Н.Е. Уроки доброты.- М.:Политиздат, 1989.-128с.

Главные герои художественно-документальной повести Наталии Радько — дети-сироты и их воспитатели. Эти дети живут особой жизнью. К ней нужно присмотреться, ее требуется понять, о ней нельзя забывать. Тому, кто не способен на уважение к ребенку, вход в детский дом должен быть закрыт. Так считает героиня повести директор Новочеркасского детского дома № 2 В. К. Куприянова.

Хочется привести слова автора книги Натальи Радько, нам кажется, что они очень ярко характеризуют эту книгу:

«Поздним вечером Новочеркасск становился пустын­ным и тихим. Ярко освещенной оставалась лишь асфаль­тированная площадка у нового современного здания гостиницы. Здесь мы прощались. Валентина Константиновна уходила в один из темных переулков к своему дому, а я поднималась к себе в номер и думала о ней.

Почему мне все время казалось, что она более одинока, чем остальные люди? Вероятно, именно потому, что мы расставались в начале ночи и она одна шла по улицам своего города. Редкие прохожие здоровались с ней. Она приветливо отвечала. Но настоящая жизнь начнется для нее утром. Когда вернется она в беспокойный дом, где по утрам путают портфели и ботинки, где слишком медленно или слишком быстро завтракают, где смеются и плачут особые люди. Дети. Судьба каждого из них зави­сит от Валентины Константиновны Куприяновой в такой степени, которую я не берусь определить словами. Рядом с нею они не сироты. Рядом с ними Куприянова не директор. Не просто директор детского дома. Она — человек, принадлежащий миру детства. Ее жизнь и ее покой зависят от настроения и здоровья не детского коллектива, а одного ребенка, каждого ребенка, ни на кого не похожего ребенка. Валентину Константиновну Куприянову по-настоящему можно рассмотреть и немного узнать только тогда, когда рядом дети. Им она доверяет, с ними раскрывается, для них живет и борется с невероятными трудностями, с постоянно возникающими проблемами.

Я изменила в повести фамилии многих ребят, я позволила себе вплести нить авторского домысла в документальную основу повествования. Мне так хотелось, чтобы читатель почувствовал особый смысл существования среди нас человека, чья сила, воля, терпение и настойчивость — все это высочайшей пробы любовь.»

Лихачев Д.С. Заветное.-М.:»Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.

Удивительная книга представляющая собрания коротких эссе, философских стихотворений в прозе и размышлений Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Каждая строчка этой книги пропитана добром и любовью и нам хотелась бы процитировать один из отрывков этой книги.

«Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «л же добрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

«Неделя открытых добрых дел». Это тема для размышлений и для небольшого эссе. Действие происходит в неизвестное время. Может быть, в двухтысячный год. Слово «добрый» презирается, и говорят «добренький», когда хотят оскорбить. Должна существовать только «непримиримость». И вдруг указ: можно и даже нужно делать добрые дела -  индивидуально делать! Рекомендуется даже заниматься благотворительностью. Можно подавать и просить милостыню. Можно и даже рекомендовано давать и получать в долг. Можно приходить в больницы помогать больным, мыть полы. Можно, можно, можно... И вот люди открывают для себя счастье доброты. Для многих растворяется, как туман, стяжательство, страсть к наживе, к коллекционированию пустяков. Люди улыбаются друг другу, совершив доброе дело. Кто-то переводит через улицу пожилого человека. Не «кто-то», а все уступают в метро места пожилым.

Счастливые лица. Продавщицы с удовольствием продают, с удовольствием тщательно завертывают покупки.

И уже просят продлить неделю открытых добрых дел. Пишут об этом письма наверх.

Революцию добра рьяно подхватывают дети! Они больше всех и первыми заражаются добром. Добро становится для них любимой игрой. Учатся делать добро у деревенских старушек. Ищут нищих, больных, стариков, сирот, которым нужно помочь, находят несчастных. Организуют группы «следопыты добра».

Происходит примирение с миром. Вот зачем есть несчастные: чтобы дать счастье другим. Несчастные ста­новятся счастливыми заботами других, ибо несчастный в одном может быть счастлив в другом.

Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего — не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора -  быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно, такая жертва - это героический поступок. Но на него нужно идти.

Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, - я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность—это самое страшное. Как-то один мой сослуживец сказал, что он не верит ни одному человеку, что все люди прохвосты. Оказалось, что когда-то, когда он очень нуждался, у него из письменного стола украли зарплату. Я понял, что и мне ему верить нельзя: человек, убежденный только в силе зла, может и сам украсть деньги из чужого стола.

Да, говорят: «Береги честь смолоду». Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, ее нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки».

Дмитрий Сергеевич Лихачев. 

Троепольский Г. Белый Бим Черное Ухо.- Ленинград: Лениздат, 1979.

Пожалуй не одно из произведений Гавриила Троепольского не имело столь широкого и столь безоговорочного успеха, какой пришелся на долю повести «Белый Бим Черное ухо». Многократно изданная и переизданная, воплощенная на театральной сцене и в кине­матографе, она получила поистине всемирную известность и всемирное признание.В 1975 году Гавриилу Николаевичу Троепольскому за повесть «Белый Бим Черное Ухо» была присуждена Государственная премия СССР.

Чем же он объясняется, этот редкий успех? В чем его секрет?

О повести много спорили. Спорили по поводу основных проблем, в ней поставленных. По поводу нравственных аспектов  раскрытых в книге. По поводу самого характера гуманизма, с позиций которого повесть написана.

Собственно, в этом и заключается секрет успеха повести — в том, что трагедия бедного Бима глубочайшим образом затронула всех, заставила задуматься над вопросами, над которыми мы далеко не всегда даем себе труд задуматься.

Что же это за вопросы? И в чем смысл обращения писателя к печальной истории бедного Бима, «благородного и интеллигент­ного пса»? Проще всего, вероятно, увидеть этот смысл в осуждении человеческой черствости и жестокости, в стремлении писателя утвердить ту мысль, что человек лишь тогда может называться человеком, когда в основе его нравственного кодекса лежат подлинно гуманистические начала.

И все это в повести есть. Но есть и нечто более существенное, а именно — исследование самих этих начал, исследование явлений, которые на первый взгляд как будто вполне этим началам соответствуют, но на самом деле заключают в себе возможность и угрозу весьма опасных превращений. Конечно, в жизни гораздо больше хороших людей, чем плохих (это убеждение не оставляет ни на минуту даже несчастного Бима), и, несмотря на то что люди вроде Клима, Тетки и Серого еще встречаются, и не столь уж редко, все же существенного влияния на жизнь они оказать не смогут хотя бы уже потому, что они ясны для всех. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она про­ста и скромна, ибо неотделима от других высоких свойств человеческой души. И Троепольский убедительно доказывает это, показывая на пути Бима многих самых разных людей. Климу, Тетке, Серому — всем этим людишкам, писатель противопоставляет честных, благородных людей, для которых доброта и готовность помочь в беде так же естественны, как и потребность честно трудиться и достойно жить. Для жизни именно с добрыми людьми создан был благородный, интеллигентный Бим. И именно для них остались «следы Бима на земле» (так названа одна из глав повести): Бим свел в жизни двух друзей — Алешу и Толика, Бим подарил дружбу обоих мальчиков Ивану Ивановичу, Бим пробудил в душе «малого Ивана» благородные чувства, до того дремавшие под грузом повседневных житейских забот. Да и много еще всяких хороших и добрых дел суждено совершить Белому Биму. Слава ему!

     

  Back ] Home ] Up ] Next ]

Культурный провайдер Чувашии   РИА Новости Приволжье

 

Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz